VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности как объекта учета и анализа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002436
Тема: Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности как объекта учета и анализа
Содержание
Содержание
Введение	3
1. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности как объекта учета и анализа	6
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности и их особенности	6
1.2 Инновационная деятельность и источники ее финансирования как объекты учета и анализа	13
1.3. Значение и задачи учета и анализа инновационной деятельности предприятия	21
2. Комплексная методика учета инновационной деятельности предприятия	31
2.1. Концептуальные основы отражения инновационной деятельности в системном бухгалтерском учете	31
2.2. Методика учета вложений в инновационные проекты	38
2.3. Совершенствование методики учета инновационной деятельности	50
3. Методическое развитие анализа инновационной деятельности	61
3.1. Теоретико-методические основы анализа инновационной деятельности	61
3.2. Критерии анализа инновационной деятельности предприятия	77

     

     Введение
     В последние годы все больше говорится об инновациях, которые сегодня становятся жизненно необходимыми для обеспечения конкурентоспособности не только на мировых, но и на внутренних рынках. Сегодня правительство РФ и региональные органы власти активно разрабатывают приоритетные направления инновационного развития, комплекс стимулирующих инновации мер, однако оценка инновационного потенциала и активности регионов, отраслей и экономики России в целом свидетельствуют, что результатов практически нет. 
     Актуальность данной работы заключается в недостаточной разработанности ряда существенных теоретических и прикладных аспектов учета инновационной деятельности предприятия. Несмотря на достаточно длительный период формирования и значительную изученность большинства разделов, отдельные вопросы до сих пор не получили должного развития в рамках учетно-аналитического подхода.
     Цель исследования – выявление проблем, касающихся методических основ организации учета и анализа инновационной деятельности организаций, и предложение путей их решения.
     В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
     * уточнить содержание понятия «инновации» как объекта бухгалтерского учета»;
     * определить этапы инновационной деятельности, влияющие на специфику учета;
     * выявить особенности организации учета и анализа инновационной деятельности;
     * разработать рекомендации по организации учета объектов инновационной деятельности и раскрытия соответствующей информации в отчетности;
     * разработать комплексный подход к анализу инновационной деятельности предприятия.
     Объектом исследования выступает инновационная деятельность промышленного предприятия.
     Предмет исследования – теоретические и практические аспекты организации учета и анализа инноваций на предприятии.
     Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы учета и анализа инновационной деятельности. В работе использованы законодательные акты, нормативные документы, положения по бухгалтерскому учету, международные стандарты финансовой отчетности.
     В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, методы системного и экономического анализа, что позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, предложенных в диссертации.
     Практическая значимость состоит в том, что выводы и предложения, которые были получены в результате выполненного исследования, могут быть использованы в практике инновационно-активных промышленных предприятий. Практические разработки, изложенные в данной работе, могут выступать методической основой организации учета и анализа инновационной деятельности.
     Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
     В первой главе раскрывается понятие инноваций и инновационной деятельности организации, ее особенности, задачи учета и анализа инновационной деятельности. Во второй главе рассматриваются отражение инновационной деятельности в бухгалтерском учете, анализ раскрытия информации об инновациях в международных и российских стандартах учета и отчетности, предложения по совершенствованию методики учета инновационной деятельности. В третье главе отражены основные методы анализа и оценки эффективности инновационной деятельности предприятия, раскрыты особенности предлагаемой методика анализа инновационной деятельности.

     1. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности как объекта учета и анализа
     1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности и их особенности
     В современных рыночных условиях инновационная деятельность выступает одним из способов компании достичь успеха в конкурентной борьбе и долгосрочного устойчивого функционирования. Сущность инновационной деятельности можно свести к созданию нового (усовершенствованного) продукта, технологического процесса, который востребован на рынке, основанный на завершенных научных исследованиях и разработках и других научно-технических достижениях. Инновационная деятельность важна не только на уровне предприятия, но и на уровне государства, так как показывает уровень национального экономического развития. Поэтому в настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы на отечественном рынке и в глобальной экономической конкуренции выживают и стабильно развиваются лишь передовые инновационные предприятия страны.
     В международной практике существует две модели экономического развития, противоположные друг другу: сырьевая и инновационная. Первая представляет собой экономику, в которой в структуре ВВП превалирует первичный сектор и добывающая промышленность, во внешнеэкономической деятельности большую часть занимает экспорт сырья и энергоносителей и импорт высокотехнологичной продукции. Страны, придерживающиеся данной модели экономики, играют пассивную роль в международном разделении труда, обладают малоразвитыми технологиями и низким уровнем жизни. Развитые страны в большинстве своем придерживаются модели инновационного развития: в структуре ВВП доминирует высокотехнологичная продукция обрабатывающей промышленности и услуг, связанные с использованием высоких технологий и научных исследований и разработок. Очевидно, что России, как стране, стремящейся к экономическому развитию и лидирующим позициям в мировой хозяйственной системе, необходимо большее внимание к инновационному развитию.
     Сложно переоценить роль инноваций в макроэкономическом развитии и экономического роста. На микроуровне инновации служат одним из способов достижения целей предприятия, его долгосрочного развития. Для достижения долгосрочных положительных результатов предприятию необходимо постоянное обновление используемых технологий, управленческих процессов, видов товаров и услуг, а также освоение новых сегментов рынка.
     Уточнение понятия инноваций можно рассматривать как предпосылку создания надежного методического обеспечения совершенствования учетной информационной системы в управлении инновационной деятельностью. Именно инновации должны стать объектом учета, возможно даже выделение подсистемы инновационного учета наряду с налоговым, управленческим, социальным, экологическим. Принимая инновации как объект учета, необходимо, прежде всего, определить признаки и критерии их измеримости, пространственной и временной обособленности, ведь для учета инноваций необходимо их количественное определение и структурирование.
     Понятие инновации достаточно сложно и многогранно. В науке не существует общепринятого определения, несмотря на то, что многие исследования были посвящены теории инноваций.
     Изучению различных проблем теории инноваций были посвящены труды Й. Шумпетера, Б. Твисса, Г. Менша, В.Г. Медынского, Л. С. Бляхмана,  Н.Д Кондратьева, А. И. Пригожина, С.Ю. Глазьева, Ю.В. Яковца, К. Фримена, Е.Г. Яковенко, Б. Санто, Ф. Валента, Э.Роджерса, Э.А. Уткина, Р.А. Фатхутдинова  и других ученых. Для того, чтобы определить сущность инноваций является необходимым рассмотрение существующих в научной литературе точек зрения, касающихся определения данного понятия. Изучив основные подходы к определению, можем выделить три группы, где инновации рассматриваются как:
     1) изменение (Й. Шумпетер, Л.С. Бляхман, Ю.В. Яковец);
     2) процесс (Б. Твисс, С.Ю. Глазьев);
     3) результат (Р.А. Фатхудинов, И.Н. Молчанов, Э.А. Уткин).
     У истоков возникновения теории инноваций стоит известный автрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950 гг.), заложивший ее начало в 1911 г. в своей книге «Теория экономического развития. Й. Шумпетер определял инновации как «применение новых комбинаций уже существующих производительных сил для решения задач предпринимательской деятельности» и выделял пять главных вида данных комбинаций:
     1) использование новой техники, новых технологических процессов;
     2) внедрение продукции с новыми (усовершенствованными) свойствами;
     3) применение нового сырья;
     4) модификации в организации производства и его материально-технического обеспечения;
     5) появление новых рынков сбыта.1
     Инновационная деятельность, по Шумпетеру, основывается на том, насколько предприниматель-новатор склонен к риску. При успешном внедрении предприятие-новатор получает прибыль, которая является монопольной, а внедренное им нововведение со временем охватывает большее число потребителей и применяется в хозяйственной деятельности другими предприятиями. Последующее снижение нормы прибыли стимулирует предприятия к разработке новых инноваций. 
     Данная трактовка объединяет в себе основы понимания инноваций и как объекта управления, и как источника возникновения целевой ориентации принятия управленческих решений.
     Значительное влияние на дальнейшее развитие теории инноваций оказали идеи Н.Д. Кондратьева, автора теории длинных волн (больших циклов). Исследовав природу долгосрочных экономических колебаний за период 1789-1920 гг., ученый установил их взаимосвязь с техническим развитием производства. Большой цикл состоит из повышательной и понижательной фазы. Перед наступлением повышательной фазы либо в ее начале происходит оживление в сфере технических изобретений, нововведений, появляются новые отрасли промышленности или проходя качественное обновление старые. В повышательной фазе первого цикла  роль «катализатора» сыграло развитие текстильной промышленности, производство чугуна, второго цикла – строительство железных дорог, третьего цикла – внедрение электричества, появление радио и телефона, появление отрасли тяжелого машиностроения. На понижательной фазе происходит повсеместное распространение нововведений, завершается же фаза депрессией и новым технологическим «скачком», дающим жизнь новой «длинной волне».2 Нововведения в такой схеме выступают, с одной стороны, одной и важных причин начала нового цикла, с другой – закономерным итогом развития экономики в цикле предыдущем.
     Немецкий ученый Герхард Менш, базируясь на идеях Й. Шумпетера и В. Кондратьева, предложил свою классификацию инноваций по степени значимости. Он выделил три основных вида инноваций: базисные, улучшающие и псевдонововведения. Базисные инновации образуют новые отрасли и рынки, либо ведут к значительным изменениям в сферах управления, культуры, общественных услуг. Г. Менш рассматривал цикличность и темпы экономического роста во взаимосвязи с процессом воспроизводства базисных инноваций. По мере распространения базисного нововведения происходит исчерпание его потенциала и создается ситуация «технологического пата» и стагнации в экономике. Вследствие устаревания нововведения и насыщения рынка норма прибыли падает, инвестиционная активность предприятий уменьшается, происходит отток денежных средств из реального сектора в финансовую сферу. Появление новых базисных инноваций влечет за собой новый экономический подъем, и цикл начинается сначала.3 Улучшающие нововведения, по Г. Меншу, связаны с различными «модификациями» базисных инноваций, их максимальным приспособлением к изменяющимся условиям рынка. Псевдонововведения представляют собой минимальные изменения, которые носят скорее «декоративный» характер, чем действительно стимулируют инновационное развитие.
     Помимо определения инновации как изменения также существует подход, который рассматривает инновацию как процесс. Американский экономист Б. Твисс понимал под инновациями такой процесс, где изобретение или идея обретает экономическое содержание: Это единственный в своем роде процесс, что объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление.4
     Венгерский экономист Б. Санто определял инновацию как общественно-экономический процесс, который путем практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам технологий, изделий.5 В случае если инновация ориентирована на получение экономического эффекта, важным критерием ее эффективности выступает прибыль. Однако, помимо экономического значения инноваций, ученый также подчеркивал важную роль инноваций как фактора развития общества в целом. Инновация выступает не только в качестве фактора повышения экономической эффективности, но также затрагивает интеллектуальную и духовную сферу жизни общества.
     Многие исследователи определяют инновацию как результат. И.Н. Молчанов рассматривает инновацию в качестве результата научного труда, направленного на совершенствование общественной практики и предназначенного для непосредственной реализации в общественном производстве.
     В ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. (в редакции от 21.07.2011 г.) «О науке и  государственной научно-технической политике» инновация определяется следующим образом: «Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях»6.
     Проанализировав имеющиеся на данный момент мнения, можем сформулировать центральные понятия, которые раскрывают содержание современной инновационной деятельности.
     Инновация – это продукт (товар, работа, услуга) научной деятельности, в результате использования которого в производстве происходят кардинальные изменения, влекущие за собой существенные производственно-технологические и организационно-распорядительные преобразования.
     Инновационный процесс представляет собой совокупность действий, которые необходимы для последовательного превращения идеи в инновацию. Существует множество моделей инновационного процесса: линейные, маркетинговые, интерактивные, линейные модели с обратными связями и др. В разных моделях инновационный процесс заканчивается на разных стадиях: на этапе возникновения инновации, вначале ее коммерциализации либо на этапе диффузии.
     Инновационная деятельность представляет собой, прежде всего, деятельность, ориентированную на создание и/или внедрение нововведений, однако ее содержание этим не исчерпывается: она также связана с научными исследованиями, созданием (усовершенствованием) технологических процессов, используемых в деятельности предприятия, новыми решениями в области организации производства или социальной сфере, поиском источников финансирования инновационного процесса. Можно заключить, что инновационная деятельность, в свою очередь, представляет собой более широкое понятие, нежели инновационный процесс или совокупность инновационных процессов, поскольку охватывает виды деятельности, в него не входящие.
     Инновационная деятельность должна базироваться на приоритетах, формирующиеся в области коммерциализации результатов исследований и разработок согласованно с предпринимательским сектором отталкиваясь от национальных интересов страны, а также с учетом мирового направления развития науки, технологий и техники.
     Политика России в сфере формирования инновационной системы – это часть государственной научно-технической и промышленной политики, которая представляет собой комплекс реализуемых государством социально-экономических мер, ориентированных на создание условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на основе передовых достижений науки, технологий и техники и рост доли данной продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках. Она должна основываться на равноправном государственно-частном партнерстве и нацелена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора с целью развития инновационной деятельности.
     В контексте настоящего исследования следует отметить и то, что в основных направлениях среди мер по реализации государственной политики в области развития инновационной системы впервые была поставлена задача формирования и развития системы учета и контроля результатов научно-технической деятельности.
     1.2 Инновационная деятельность и источники ее финансирования как объекты учета и анализа
     Сложный характер инновационной деятельности предъявляет особые требования к информационному обеспечению управления ею. Несмотря на важность всего обширного круга сведений, необходимых для управления этой специфической деятельностью, ядро информационной базы управления инновационной деятельностью предприятий составляет учетно-аналитическая информация.
     Но при достаточно длительном периоде изучения сущности инноваций и значительной изученности вопросов управления инновационной деятельностью до сих пор остаются наименее изученными проблемы, касающиеся учета и анализа хозяйственной деятельности предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. В настоящее время инновации не были выделены в качестве самостоятельных объектов бухгалтерского учета и экономического анализа. Решение данной проблемы важно не только с точки зрения теории, но имеет важное практическое значение, так как предприятиям необходимы адекватные учетно-аналитические методики для качественного управления инновационной деятельностью.
     Особенностью инновационной деятельности является то, что процессы, с ней связанные, объединят в себе все стороны деятельности предприятия,  включая его операционную деятельность, финансовую и инвестиционную. Очевидно, что разработка и освоение новой продукции влечет за собой необходимость изменения организации и технологии производства, требует долгосрочных инвестиций для обновления парка оборудования и привлечении финансирования. Комплексный характер инновационной деятельности обуславливает необходимость тщательного изучения вопросов учета и анализа, которые должны охватывать все стороны и аспекты разработки, внедрения и функционирования новшеств. Однако многообразие потенциальных объектов учета и анализа требует выбрать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют задачам управления предприятием в условиях рыночной экономики. Для этого необходима их соответствующая классификация, позволяющая ориентироваться в большом количестве объектов учета и анализа, а также являющаяся источником знаний о них.
     Для построения классификационной схемы необходимо определить классификационные признаки – отличительные свойства каждой группы инноваций. Обоснованная с научной точки зрения классификация инноваций позволяет точно определить роль каждой из них в общей системе и их особенности.
     Рассмотрим основные признаки классификации инноваций. 
     По причинам возникновения: реактивные инновации и стратегические. Реактивные инновации – это ответ предприятия на те нововведения, которые были осуществлены конкурентом, чтобы иметь возможность бороться на рынке. Стратегические или по-другому пионерные инновации носят упреждающий характер для приобретения конкурентных преимуществ. По направленности результатов можно разделить на инновации, которые применяются как научный инструментарий, а также инновации-продукты и инновации-процессы, по-другому – технологии. По степени радикальности инновации подразделяются на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). В зависимости от степени новизны выделяются инновации, созданные на основе новых открытиях либо основанные на новом способе, который применен к уже открытым явлениям. По степени новизны инновации классифицируются в соответствии с распределением инноваций на однородные группы по сравнительной степени новизны для оценки их значимости. По виду потребностей, которые удовлетворяют инновации, они могут быть нацелены либо на уже существующие, либо создавать новые потребности. 
     В зависимости от роли в производстве выделяются основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации формируют новые рынки и являются основой новых отраслей, основные технологические – основа крупных технологических систем, дополняющие продуктовые расширяют уже существующие рынки в определенных сферах, дополняющие технологические – развивают существующие технологии.
     По степени распространения выделяются инновации-основы для новой отрасли, которая производит сходные продукты, и инновации, которые далее используются во всех отраслях. По направлению влияния на процесс производства выделяют расширяющие, замещающие и рационализирующие. Расширяющие имеют своей целью большее распространение в различных отраслях и рынках существующих базисных инноваций (к примеру, компьютеризация от узкого применения больших ЭВМ к массовому использованию ПК и сетей Интернет). Замещающие нацелены на замену старых продуктов (технологий) новыми, которые основаны на выполнении таких же функций. К примеру, замена двигателями внутреннего сгорания паровых двигателей. По сферам применения и этапам научно-технического процесса выделяются технические инновации, технологические, организационно-управленческие, социальные и информационные.
     Для анализа инновационной деятельности безусловно важны приведенные классификационные признаки, но в нашем исследовании в целях управления инновационной деятельностью в реальных условиях хозяйствования предприятия существует также необходимость выбрать такие признаки, которые в наибольшей степени позволят выделить объекты бухгалтерского учета и анализа инновационной деятельности.
     Конечно, в управленческом учете имеется возможность как объекты учета рассматривать любые позиции из перечисленных классификаций. Но, по нашему мнению, на нынешнем этапе экономического развития необходимо группировать инновации по их целевой ориентации и основным источникам финансирования.
     Объектами бухгалтерского учета, как известно, могут выступать: имущество (активы), источники средств (пассивы, в том числе собственные и заемные) предприятия, хозяйственные операции, которые вызывают изменения в имуществе и источниках его формирования.
     По нашему мнению, необходимо выделить три основных вида инновационной деятельности в качестве объектов бухгалтерского учета и анализа. Первый – это инициативно-поисковая инновационная деятельность, финансирование которой происходит за счет собственных средств предприятия, также может происходить за счет средств целевого финансирования (РФТР и другие фонды). Второй вид – коммерческо-прикладная инновационная деятельность, которая финансируется заказчиками. Третий – выполняемая по госзаказу инновационная деятельность, которая финансируется за счет средств государственного бюджета.
     Далее из каждого выделенного вида деятельности для аналитического бухгалтерского учета необходимо выделить уже определенные инновационные проекты и подразделения-исполнители. В целях управленческого учета возможно конкретизировать объекты учета исходя из стадий инновационного цикла с необходимой для управления степенью детализации. Очевидно, что объектами учета выступают и инновационные продукты в ходе их движения.
     Так как инновационная деятельность является достаточно капиталоемким процессом, предприятию необходимо найти оптимальную структуру источников ее финансирования. Это могут быть собственные средства, привлеченные, средства бюджетов и внебюджетных фондов. Для наибольшей эффективности инновационной деятельности предприятиям нередко приходится комбинировать различные вид финансирования, создавая наиболее оптимальный «портфель» инвестиций. Перед руководством предприятия возникает вопрос: какие средства необходимо вкладывать в исследования и разработки? Ведь имеющиеся средства ограничены в объеме, и их следует разделять на все сферы деятельности, где они могут быстро принести результат (производство и сбыт рентабельной продукции), или же где их вложение определено долгосрочными целями (НИОКР). Таким образом, способность осуществлять инновационные проекты зависит от способности формирования источников финансирования.
     Разнообразие возможных источников финансирования инновационной деятельности и целевой характер многих из них, обусловливающий необходимость контроля их использования и формирования соответствующей деловой отчетности, требуют организации аналитического учета каждого из этих источников в разбивке по конкретным инновационным проектам. Разумеется, в условиях конкретного предприятия учетная политика должна предусматривать выделение в качестве объектов учета лишь те источников финансирования, которые реально используются в процессе его инновационной деятельности.
     Поскольку хозяйственная деятельность коммерческих предприятий подлежит налогообложению, то инновационная деятельность является объектом и налогового учета, конкретными объектами которого в свою очередь являются показатели, формирующие налогооблагаемую базу. В целях статистического обобщения эта деятельность подлежит и государственному статистическому учету со своими специфическими объектами. Однако в контексте настоящего исследования объекты этих видов учета подробно не рассматриваются.
     Предлагаемый подход к формированию объектов бухгалтерского учета инновационной деятельности предприятия позволяет организовать адекватный синтетический и аналитический учет источников финансирования всей такой деятельности в целом и конкретных инноваций.
     Разумеется, все выделенные выше объекты учета инновационной деятельности и источников ее финансирования должны рассматриваться и как объекты экономического анализа. Однако специфический характер инновационной деятельности обусловливает необходимость использования в анализе помимо учета, бухгалтерской и управленческой отчетности целого ряда других, внеучетных источников информации. Это существенно расширяет круг объектов аналитических исследований.
     Объектами анализа должны быть и данные, характеризующие конъюнктурную ситуацию в конкретном секторе рынка и тенденции ее изменения, перспективные требования к тактико-техническим, качественным и экономическим параметрам востребованных рынком изделий, состояние соответствующих научно-технических разработок в стране и в мировом масштабе, варианты возможных проектно-конструкторских, технологических, организационных и финансовых решений, содержание конкретных инновационных проектов. Стоит, однако, отметить, что подобное расширение круга объектов анализа характерно в основном для прогнозирования и стратегического анализа, для предварительных аналитических исследований, осуществляемых на предпроектной стадии, стадии формирования инновационного проекта и планирования его реализации.
     Инновации в промышленности, как правило, сопряжены с осуществлением долгосрочных капитальных вложений. Поэтому авторы часто приравнивают инновации к инвестициям и, аналогично, анализ инноваций к анализу инвестиций. Однако, ряд нововведений, не требующих нового оборудования, может и не сопровождаться капитальными вложениями, и даже проводиться без явных финансовых затрат. Маркетинговые инновации, касающиеся структуры рынков сбыта и стимулирования спроса, также могут осуществляться в основном в рамках текущей операционной деятельности, их экономический эффект складывается из снижения расходов и роста доходов от обычных видов деятельности. Поэтому, на наш взгляд, в ходе учета и при проведении экономического анализа инноваций целесообразно исходить из того, что инвестиции и инновации являются различными, хотя и зачастую пересекающимися экономическими категориями. В частности, ряд инноваций может требовать осуществления реальных инвестиций или даже организационно оформляться в виде инвестиционных проектов. В то же время, инвестиции могут быть не связаны с инновациями (вложения в расширение действующего производства или в замену оборудования на аналогичное), а инновации могут проходить без явных инвестиций.
     Очевидно, что объектные области инвестиций и инноваций часто пересекаются. Однако рассмотрев сущность данных экономических категорий, можем увидеть различия: МСФО интерпретирует инвестиции как затраты на создание активов (в т.ч. внеоборотных), а инновации – как внедрение новых продуктов и процессов, которые создают и уже значительно модифицируют структуру сегментов деятельности. Изменения в структуре сегментов в принципе не обязательно вызывают потребность в создании активов, а создание активов может и не вызывать изменений структуры и свойств сегментов. Однако вывод о содержательном и сущностном различии инвестиций и инноваций не отрицает применимость к инновациям методов инвестиционного анализа.
     Среди отечественных ученых-экономистов существует два основных мнения по поводу проведения анализа инноваций. Представители первой точки зрения считают инновации частным случаем инвестиционной деятельности, и на этой основе рекомендуют применение к инновационной деятельности общепринятых методов анализа и оценки инвестиционных проектов. Представители второй точки зрения критикуют методы инвестиционного анализа за то, что они не учитывают специфику инновационной деятельности, и на основе утверждения о необходимости учета такой специфики предлагают использовать в качестве основных и обобщающих иные показатели, другие способы их изучения и оценки.
     Необходимо отметить, что если в качестве основной цели функционирования коммерческой организации декларируется увеличение благосостояния ее собственников (остальные цели выступают как производные или как внешние ограничения), наиболее адекватным данной цели показателем оценки является рыночная стоимость фирмы, а наилучшим показателем для оценки такой стоимости - чистая текущая стоимость (NPV). Чистая текущая стоимость совпадает с рыночной оценкой в условиях эффективного рынка (и полной информации) и максимально приближается к ней в условиях средней и низкой эффективности (при наличии неполной информации и несовершенной конкуренции). Для того чтобы оценка по текущей стоимости учитывала воздействия специфических факторов инновационной деятельности и внешних ограничений (социальных, экологических и т.п.), эти факторы и ограничения должны быть явным образом учтены в ходе осуществления аналитических процедур. Все существенные влияния, подлежащие анализу при исследовании инноваций, естественным образом отражаются в денежных потоках или в ставках их дисконтирования.
     Таким образом, несмотря на различия инвестиционной и инновационной деятельности, итоговая экономическая оценка инноваций вполне может проводиться методами, основанными на дисконтировании денежных потоков, широко применяемыми при анализе инвестиционных проектов (при полном учете всех существенных факторов, специфических для инновационной деятельности). Целям анализа инновационной деятельности вполне соответствует и становящийся все более популярным в инвестиционном анализе метод реальных опционов.
     Изучение экономической сущности инноваций и инновационной деятельности необходимо для формирования методики учета и анализа. Так для выделения сфер инновационной деятельности, определения этапов, установление целей и задач инноваций дают возможность применять экономически обоснованные методы оценки и контроля, соответствующая классификация инноваций является предпосылкой рациональной организации учета и анализа на предприятии. 
     1.3. Значение и задачи учета и анализа инновационной деятельности предприятия
     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ определил, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.
     Без учета невозможно управлять любой деятельностью. Совершенно очевидно, что в сферу бухгалтерского учета должны попадать и операции, формирующие инновационную деятельность. Однако специфика этого сложного и комплексного вида деятельности, а также его особое значение для предприятий и экономики в целом предопределяют необходимость определенной трансформации задач учета. Особо ярко необходимость такой трансформации прослеживается на примере современных научно-производственных предприятий.
     Исторически одной из главных задач бухгалтерского учета принято считать обеспечение сохранности имущества собственников. В рамках обычных производственных предприятий бухгалтерские процедуры, реализующие эту задачу, доведены практически до совершенства. Но повышенные риски инновационной деятельности, особая роль объектов интеллектуальной собственности, трудно предсказуемый характер результатов поисковых научных исследований и их внедрения в экономический оборот, возможность безвозвратных потерь не только собственных средств предприятия, но и средств заказчиков (в т.ч. государственных бюджетных средств), средств фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, а также заемных ресурсов требуют выработки специфических учетных методик для организаций, занимающихся инновационной деятельностью.
     Также традиционная для бухгалтерского учета задача осуществления контроля как средства обеспечения эффективного управления предприятием на формирование информационной базы для принятия оптимальных управленческих решений в интересах собственников при соблюдении требований действующего законодательства. Но рыночно-ориентированная инновационная деятельность не позволяет решать эту задачу исключительно в рамках бухгалтерского, учета. Она требует комплексных решений, затрагивающих аспекты маркетинга, учета мирового состояния научно-технических разработок и технологий, стратегического планирования, оптимизации структуры управления и менеджмента. Решение возникающих при этом проблем возможно при помощи скоординированного выполнения функций финансового, управленческого и налогового учета в рамках интегрированной информационной системы стратегического учета.
     Третья традиционная задача бухгалтерского учета - выявление экономических и юридических последствий хозяйственных фактов, исчисление их финансовых результатов. В условиях научно-производственных предприятий эта задача усложняется нерелевантностью и периодической дефицитностью денежных потоков, генерируемых их инновационной деятельностью. В рамках конкретного периода гарантирующие успех в будущем прорывные, перспективные исследования и разработки с традиционных позиций могут быть признаны нерентабельными. Решение подобных проблем возможно при помощи не только выработки специ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.